Компенсация морального вреда за ошибку врача – это реально! PDF Печать E-mail
27.07.2018 12:30
-Что такое врачебная ошибка?
 
-Некачественная медицинская услуга
 
-Как добиться компенсации. Пошаговая инструкция
 
-Обсуждение
 
 
Доброго вам времени суток, дорогие друзья. Сегодня пойдет речь о том, как получить компенсацию
 
морального вреда и возместить убытки на лечение от медицинской организации, если медпомощь
 
была оказана некачественно. 
Насколько это реально? Вполне реально, если четко следовать инструкции.
 
Что такое врачебная ошибка?
Давайте сначала разграничим понятия «ошибка врача» и «некачественно оказанные медицинские услуги».
Понятие «ошибка врача» в законодательстве подразумевает под собой наличие признаков состава преступления в действиях врача, то есть неумышленного уголовного деяния, и регламентируется ч. 2 ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).
Расследованием такой категории дел занимаются органы дознания по заявлению потерпевшего.
Врача можно привлечь к уголовной ответственности в течение двух лет с даты причинения тяжкого вреда здоровью. 
Степень тяжести вреда здоровью определяется судмедэкспертом на основании постановления дознавателя или иного уполномоченного на проведение проверки лица.
Судмедэксперт при вынесении своего заключения руководствуется «Медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 г. №194н.
Если экспертами установлено, что конкретным врачом был причинен тяжкий вред здоровью, то за потерпевшего все сделает дознаватель:
соберет материал,
возбудит уголовное дело,
примет гражданский иск о взыскании компенсации морального вреда, причиненного преступлением, и возмещении убытков,
направит иск в суд. 
Потерпевшему остается только явиться по вызову дознавателя и суда. В случае вынесения обвинительного приговора взысканные судом суммы будет выплачивать осужденный врач.
Но в данной статье речь пойдет не об этом. Лично у меня не возникает желание «судить каждого хирурга, допустившего ошибку», несмотря на то, что сама лично пострадала от такового. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Более того, получить присужденные судом деньги с конкретного человека, да еще и осужденного (и, естественно, уволенного по приговору суда с запретом заниматься его профессиональной деятельностью) шансов мало.
Мое мнение, что самое сложное – это процесс получения денежных средств за некачественные медицинские услуги, когда в действиях врача состава преступления нет, а вред здоровью был причинен.
 
Некачественная медицинская услуга
 
Понятие «некачественная медицинская услуга» в законодательстве четко не отражено. 
В силу ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под здоровьем понимается состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
В силу п. 3, 4 вышеназванной статьи медицинская помощь – это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья человека.
Этот комплекс включает в себя предоставление медицинских услуг, а медицинская услуга — это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Под качеством медицинской помощи, в соответствии с п. 21 указанной статьи, понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
В Законе № 2300-1 «О защите прав потребителей» данное понятие подразумевает под собой услугу, оказанную с дефектами.
Рассмотрением такой категории дел занимаются суды общей юрисдикции по искам «несостоявшихся потерпевших» в гражданском процессе.
Чтобы получить компенсацию морального вреда и возмещение убытков на лечение, придется самостоятельно собирать доказательства о причинении вреда здоровью, факте оказания медицинской услуги ненадлежащего качества и наличии причинно-следственной связи между ними.
 
 
Как добиться компенсации.
 
Пошаговая инструкция
На примере некачественно проведенной операции, повлекшей за собой повторное оперативное вмешательство, предлагаю вашему вниманию следующий порядок действий.
До направления жалоб собираем все документы:
выписки из карт стационарного больного,
чеки на приобретение лекарств, сопутствующих материалов (бинты, пластырь и т.п.).
Главное требование для возмещения ущерба – все это должно быть отражено в амбулаторной медицинской карте, а не на отдельных листочках. В противном случае суд взыщет только те расходы, которые указаны в карте и соответствуют чекам на их приобретение. Что касается сопутствующих материалов, то в медицинской карте должно быть указано, как минимум «перевязка».
 
Этап первый

Шаг первый
 
Первое, что нужно сделать – это запросить у лечебного учреждения (больницы) ваши медицинские документы для ознакомления. 
Делайте письменный запрос с формулировкой «прошу в 10-дневный срок предоставить мне заверенные копии медицинских карт стационарного больного», руководствуясь статьей 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказом Минздрава России от 29.06.2016 года № 425н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента»(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2016  года № 44336).
 
Шаг второй
 
Параллельно с первым шагом нужно забрать в поликлинике амбулаторную карту, держать ее при себе и ни при каких обстоятельствах не передавать сотрудникам лечебного учреждения.
Поскольку с получением медицинских документов как минимум будут проблемы, и как максимум их «приведут в порядок», срок удовлетворения запроса по закону составляет до 30 дней, а нам нужно решить вопрос быстрее, не дожидаясь ответа от вышеуказанных инстанций, сразу переходим к третьему шагу.
 
Шаг третий
 
Посмотрите на свой полис медицинского страхования (ОМС). В нем отражены сведения о вашей страховой компании. Пишем туда заявление на проведение исследования по проверке качества медицинской помощи, указывая все обстоятельства случившегося.
Не помешает одновременно написать аналогичное заявление с теми же требованиями и в ваш региональный ТФОМС. На мой взгляд, заявление в региональный ТФОМС даже более действенно, но все же я настаиваю о написании заявления в две инстанции.
Не дожидаясь ответа от ТФОМС и страховой, через дней 8-10 после отправления жалоб переходим к четвертому шагу.
 
Шаг четвертый
 
Пишем жалобу в Министерство здравоохранения Российской Федерации. Почему РФ, а не в региональный? Потому что ваша жалоба все равно придет в регион, но результаты ее рассмотрения будут контролироваться вышестоящей инстанцией.
Для усиления позиции можете написать жалобу и в «Росздравнадзор», который как надзорный орган перенаправит вашу жалобу в то же Министерство здравоохранения.
 
Шаг пятый
 
Дожидаемся всех ответов. Без них какие-либо последующие движения бессмысленны и преждевременны.
При получении читаем, выявлены ли дефекты в оказании медицинской помощи. При наличии таковых ТФОМС обязательно их выявит, а Минздрав даст свой ответ, который не сильно будет отличаться от уже выявленных ранее дефектов оказания медпомощи ТФОМСом.
 
Шаг шестой
 
Итак, ТФОМС выявил дефекты, ответы получены. Делаем копии ответов ТФОМС и Министерства здравоохранения.
Пишем претензию в медицинское учреждение с требованиями:
выплатить компенсацию морального вреда в таком-то размере,
возместить убытки на лечение в таком-то размере.
Денежные средства просите перечислить в 10-дневный срок на свой расчетный счет. Указываете контактные данные и предупреждаете, что в случае отказа в удовлетворении требований вы будете вправе обратиться с иском в суд о взыскании убытков на лечение, компенсации морального вреда, неустойки, штрафа в пользу потребителя и возмещении судебных издержек в рамках «Закона о защите прав потребителя»
Хорошо, если лечебное учреждение свяжется с вами по оставленным контактным данным, чтобы урегулировать спор до суда и добровольно выплатит средства. Если такое предложение поступит, соглашайтесь даже на часть суммы. 
Но, как правило, лечебное учреждение не спешит признавать свои ошибки и просто игнорирует обращения. 
Для того чтобы закрыть «предварительный этап» дам следующие рекомендации: все жалобы и обращения пишите в двух экземплярах.
Один  из них направляйте адресату заказным письмом через почту, ко второму экземпляру  прикрепляйте чек, полученный на почте, и храните его как зеницу ока в отдельной папке.
Во многие инстанции можно обратиться, направив письмо в электронном виде. В этом случае делайте скриншоты страниц по отправке жалобы в электронной почте, ответного письма с присвоением номера сообщения, результатов рассмотрения. Распечатывайте их и складывайте в ту же папку.
 
 
Этап второй

Шаг первый
 
Пишем исковое заявление.
Поскольку иски такой категории дел пишутся в рамках Закона «О защите прав потребителей», госпошлиной для истцов они не облагаются. 
По выбору истца иск можно подать либо по месту своей регистрации, либо по месту нахождения лечебного учреждения, которое и будет являться ответчиком в рамках рассматриваемого гражданского дела, поскольку вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями (ст. 98 Федерального закона № 323-ФЗ). 
В силу пункта 1 статьи 1068 ГК РФ, юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
 
В качестве третьих лиц указываем:
оперировавшего хирурга (или врача, непосредственно оказавшего некачественную медицинскую услугу и/или причинившего вред здоровью);
Министерство здравоохранения региона;
Министерство Финансов региона;
Государственный комитет имущественных и земельных отношений.
прокуратуру региона, если речь идет именно о возмещении вреда, причиненного здоровью.
Зачем обращаться в Государственный комитет имущественных и земельных отношений? Поясняю. Как правило, больница не является собственником имущества, находящегося в ней, и денежных средств на счетах – все это имущество находится у больниц в оперативном управлении. По сути представитель собственника государственного имущества на территории региона, является собственником имущества, переданного ответчику в оперативное управление. 
В случае недостаточности имущества/денежных средств у ответчика по обязательствам в рамках исполнения решения суда, в случае удовлетворения судом исковых требований истца, может быть привлечен к субсидиарной ответственности собственник имущества – Государственный комитет имущественных и земельных отношений. В Вашем регионе этот орган исполнительной власти может называться иначе.
В иске описываем все произошедшее со ссылками на медицинские документы и нормы права.
В просительной части пишем: «взыскать компенсацию морального вреда, причиненного некачественным оказанием услуг, повлекших ухудшение здоровья».
Шаг второй
Отправляем в суд иск с приложенными копиями документов в количестве экземпляров по числу участвующих лиц. Желательно заказным письмом. 
После чего отслеживаем отправление по трек-коду на почтовой квитанции. Когда видим, что поступило в суд, заходим на сайт суда и смотрим, на какую дату назначена беседа.
Шаг третий
Приходим на беседу, представляем все оригиналы документов, приложенных к иску, заявляем ходатайства: 
о допросе свидетелей, роль которых обычно не имеет значения, но без них никак нельзя (таковыми будут лечащий врач, родственники, которые осуществляли за вами уход в период болезни, врач, который исправлял ошибки первого врача);
о назначении комплексной судебной медицинской экспертизы на установление дефектов оказания медицинской помощи и степени тяжести вреда здоровью.
Стоит отметить, что экспертиза проводится за ваш счет. Выбор экспертного учреждения и постановленные вопросы тоже за вами.
Но если ходатайство не заявлять, то больница точно не заявит (или будет просить направить в регион лечебного учреждения). На суд полагаться не следует, а без заключения экспертов решения в вашу пользу точно не будет. 
Есть оговорка, что суд может назначить экспертизу и не в заявленное вами учреждение. В этом ничего страшного нет. Главное – настаивайте: не в ваш регион. 
А про то, как не платить экспертам сразу, расскажу в следующей публикации.
Шаг четвертый
Ждем результатов экспертизы. Если дефекты установлены, причинен вред здоровью и имеется причинно-следственная связь, то остается лишь одно –  поддерживать свои исковые требования в полном объеме, а суд взыщет сумму «по своему внутреннему убеждению».
Могла что-то упустить, но в любом случае суд первой инстанции – не последняя инстанция. 
Желаю всем здоровья и не попадать под ошибку врачей и некачественное оказание медицинских услуг! Не полагайтесь только на себя – доверьтесь профессионалам в разрешении ваших проблем правового характера. 
 
И еще раз – всем здоровья!
 
Автор публикации Юрист
Черных Татьяна Сергеевна