Архитектура

к



Сиднейская опера стала "зеленой" PDF Печать E-mail
27.09.2018 19:57

 Сиднейская опера стала углеродно-нейтральной (слайд-шоу)

 
Фотогалерея 27/09/2018, Рина Воронцова
 
?sydneyoperahouse.com
sydneyoperahouse.com ©
 
Знаменитая Сиднейская опера сменила окраску. В минувший понедельник австралийское
 
правительство официально признало здание углеродно-нейтральным. В честь этого «паруса» театра
 
были подсвечены зеленым цветом.
 
 Концертный зал    Концепция   Планы   
Подробнее...
 
Всплытие «Наутилуса»: самый экологичный курорт в мире PDF Печать E-mail
12.10.2017 17:32

 

 
 

 

Фотогалерея 28/09/2017, Рина Воронцова
.
vincent.callebaut.org ©
 

Бельгийский архитектор-визионер Венсан Кальбо анонсировал очередной амбициозный проект. На этот раз он планирует возвести на Филиппинах экокурорт, обещающий стать самым «зеленым» рекреационным комплексом в мире.

 
 
 
  • Концепция
  • Башни-ракушки
  • Гостиничные номера
  • Центральная конструкция
  • Материалы
Бюро Vincent Callebaut Architectures представило проект экологического курорта Nautilus Eco-Resort. Масштабный комплекс площадью свыше 27 тыс. кв. м планируется возвести на побережье Филиппин. 
 
Курорт будет состоять из 24 башен различной высотности, расположенных спиралеобразно. Часть зданий при этом будет представлять собой вращающие конструкции, следующие за движением Солнца. В центре спирали разместятся научно-исследовательский комплекс, бассейны, спортивная база и морская база отдыха. 
 
По заверениям архитекторов, проект станет образцом экоустойчивости: при строительстве зданий планируется использовать переработанные материалы, а также такие инновационные продукты, как биобетон. Более того, планируется, что курорт сам будет обеспечивать себя продовольствием и энергией — последнюю авторы проекта намерены получать из возобновляемых источников. 
 
Самый экологичный офис в мире PDF Печать E-mail
12.10.2017 17:31

 

 

Фотогалерея 12/10/2017, Рина Воронцова
.
fosterandpartners.com ©
 

В рейтинге самых «зеленых» зданий планеты сменился лидер. Новым рекордсменом стала лондонская штаб-квартира американской компании Bloomberg. Спроектированное Норманом Фостером здание соответствует 98,5% критерия британской системы экологической сертификации BREEAM.

 
 
 
  • Концепция
  • Панели
  • Фасад
  • Офис
  • Технологии
Лондонская штаб-квартира американского медийного гиганта Bloomberg удостоилась высочайшей оценки по британской системе экологической сертификации BREEAM. Офис, спроектированный бюро Нормана Фостера, показал соответствие критериям экостандарта на 98,5%. 
 
Штаб-квартира состоит из двух соединенных переходом корпусов общей площадью 102 тыс. кв. м. Помимо офисов, комплекс включает в себя торговые площади, фуд-корты, общественные пространства и новый вход на станцию метро Bank. Открытие штаб-квартиры запланировано на 27 октября. 
 
Среди инженерно-технологических решений, обеспечивших зданию «зеленое» лидерство, выделяются следующие:
 
• Встроенные потолочные панели, объединяющие в себе функции обогрева, охлаждения, освещения и акустики. Система включает полмиллиона светодиодов, потребляющих на 40% меньше энергии, чем обычные флуоресцентные лампы.
 
• Системы повторного использования дождевой, продувочной воды и конденсата для работы вакуумных туалетов. По предварительным оценкам, водосберегательные системы будут экономить 25 млн л воды в год.
 
• Система естественной вентиляции с использованием специальных клапанов в стенах здания.
 
• Системы интеллектуального средства контроля CO2, позволяющие распределять воздух в соответствии с количеством людей, находящихся в здании в данный момент. Ожидается, что регулирование воздушного потока позволит экономить 600-750 МВт энергии в год, сокращая выбросы CO2 примерно на 300 т в год.
 
• Специально разработанные для компании столы-трансформеры, позволяющие менять рабочую зону в зависимости от количества человек. 

 

 
ГЛАВА МИНСТРОЯ ПОЖАЛОВАЛСЯ НА ПРЕДВЗЯТОЕ ОТНОШЕНИЕ РОССИЯН К ДЕРЕВЯННЫМ ДОМАМ PDF Печать E-mail
06.09.2017 11:05

 Россияне все еще предвзято относятся к деревянному домостроению. Об этом в ходе Восточного экономического форума заявил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, передает в среду, 6 сентября, РИА Новости.




«У людей сложился определенный стереотип, потому что раньше деревянных домов в России было очень много. Должны пройти годы, чтобы доказать, что дерево может соревноваться с кирпичом, бетоном, панелью, газобетоном», — сказал министр. По его словам, необходимо популяризировать этот стройматериал.

Подробнее...
 
Зубчатая асимметрия: экорезиденция от MVRDV PDF Печать E-mail
21.07.2017 11:15

  Голландское бюро MVRDV построит в Эйндховене «прогрессивный жилой комплекс»

.
mvrdv.nl ©
 

 Необычная геометрия резиденции позволит архитекторам реализовать целый ряд устойчивых решений, а обилие зелени станет видимым воплощением экологической направленности проекта.

 
Первый BREEAM в Белоруссии PDF Печать E-mail
10.11.2016 22:41
.
«Белтяжмаш» ©
 

В Белоруссии появилось первое здание, сертифицированное по стандарту BREEAM. Международный экологический сертификат получил бизнес-центр Omega Tower в Минске. Об энергоэффективных особенностях проекта порталу Ради Дома PRO рассказал застройщик комплекса.
 
Бизнес-центр Omega Tower в Минске получил сертификат BREEAM In-Use уровня Very Good. Здание было построено в 2014 году. Застройщик и девелопер объекта - один из крупнейших в Белоруссии операторов коммерческой недвижимости «Белтяжмаш». Оценщиком выступила российская компания «Геоэкология Инжиниринг».
Фасадные системы здания произведены немецкой компанией Sch?co, занимавшейся остеклением фасадов «Москва-Сити» и Мариинского театра. Для стен использован современный утеплитель с качественными характеристиками, превышающими белорусские стандарты. По словам заместителя директора по аренде «Белтяжмаш» Дмитрия Онищенко, такое решение позволило уменьшить для арендаторов стоимость коммунальных платежей за отопление в 2-2,5 раза по сравнению со средними ценами по Минску. ««Мы ориентируемся на экологические требования международных компаний, которые являются нашими клиентами, и на оптимизацию их затрат на коммунальные платежи», - заявил Ради Дома PRO представитель компании.
 
Один из этажей работает с полностью отключенной системой отопления - тепло поступает в помещения за счет системы приточно-вытяжной вентиляции и сохраняется за счет уплотненных фасадов и стен. При этом температура на этаже сохраняется такой же, как и на других уровнях.

40% стен выполнены из стекла. 99% ламп - светодиодные. Осветительные элементы спрятаны за потолочными панелями. В здании установлены регулируемые батареи и разработанная специально под проект система фанкойлов. Кондиционеры работают на охлаждение и подогрев и содержат инновационный хладагент, не разрушающий озоновый слой.

 

 
Конгресс МСА-Сеул 2017 PDF Печать E-mail
06.07.2015 14:40

 Дата публикации:

24.06.2015
 

http://blog.dsbw.ru/wp-content/uploads/2014/07/Portugal-Event_Point_International-Destination_Seul-1.jpg

Целью конкурса 'Earth Hour City Challenge 2015', инициированного Всемирным фондом дикой природы (WWF), является выявить города, которым больше всех приходится преодолевать последствия изменения климата. Столица Южной Кореи Сеул была выбрана из числа 163 городов в 16 странах. Этот город является образцом устойчивого развития: он поставил задачу к 2020 году снизить выбросы парниковых газов на 10 млн. тонн и достичь 20% самостоятельного обеспечения электроэнергией. В Сеуле с 8 по 13 сентября 2017 года пройдет очередной Всемирный конгресс архитекторов.

Более подробная информация:

 

Полную версию читайте на сайте МАСА, официальный инфопартнер и менеджер сайтаhttp://www.maca.ru - Информагентство СА "Архитектор"

 
Осторожно-тендер! PDF Печать E-mail
05.08.2014 20:43

Независимая экспертиза Российского экологического Центра провела опрос ряда проектных и строительных организаций ЦФО и ДФО и подвела итог, что тендеры  и госзакупки эта финансовая пирамида, в которой  интерес имеют "информационные агентства", реализующие допуск на торговые электронные площадки; организаторы торгов,  имеющих маржу от тендерного обеспечения и банки, предоставляющие короткие "льготные" кредиты!

Резюме: Уважаемые руководители, прежде чем играть в азартные игры, подумайте хорошо, а стоит ли иметь дело с мошенниками! 

Пресс-центр Российского экологического Центра

 
«Москва может учиться на ошибках Пекина» PDF Печать E-mail
12.01.2014 21:03

Профессор Пекинского института городского планирования о развитии Москвы и Пекина

Фотография: Feng Fei

|
 

В Москве на этой неделе пройдет третий ежегодный Московский урбанистический форум, ключевая тема которого: «Мегаполисы: развитие за пределами центра». О своем взгляде на проблему развития периферийных территорий Москвы и Пекина «Газете.Ru» рассказала спикер форума, директор департамента городского планирования Пекина, профессор Пекинского муниципального института городского планирования и дизайна Фэнг Фей Фей.

— Госпожа Фэнг, какова цель вашего участия в форуме?

— Форум ориентирован на проблемы крупнейших мегаполисов мира. И я надеюсь перенять опыт решения этих проблем, чтобы применить его в Пекине. Кроме того,

когда-то Пекин строился, основываясь на градостроительных особенностях Москвы, многие здания в этих двух городах очень похожи,

поэтому особенно интересно прочувствовать их нынешние различия и сходства.

— Тот факт, что по ряду особенностей и исторической близости к Москве для сравнения с ней больше всего подошел бы Пекин, отмечают и российские эксперты. Моноцентричных городов большого размера в мире вообще немного. Но развитие Пекина в последние 20 лет, в особенности комплексное освоение окраинных районов (включающее транспорт и инфраструктуру), а также масштабы этого освоения совершенно несравнимы с тем, что происходит в Москве. В чем особенности и преимущества такого подхода?

 

Вид на окутанный смогом деловой квартал Пекина, 2013 год
Вид на окутанный смогом деловой квартал Пекина, 2013 год

 

— После 1949 года направление пекинскому градостроительству задавали советские специалисты,

основной задачей было расширить древний город до размеров, соответствующих столице. Возможно, поэтому Москва и Пекин похожи: в каждом из них присутствуют кольца и лучевые линия метро и дорог. Но при этом пекинское расширение очень отличается от московского.

Во-первых, площадь Пекина составляет 16,41 тыс. кв. км, а его население насчитывает более чем 20 млн человек. Общая площадь центральной части города, в которой проживает 12,5 млн человек, — 1,085 тыс. кв. км. Кроме того, Пекин включает в себя 10 приграничных районов и 11 новых районов, население каждого из которых — около 1 млн человек. Хотя, конечно, плотность распределения населения уменьшается от центра к окраинам. И в центральной части, как и в Москве, из-за большого числа людей возникают транспортные проблемы, не хватает земли и т.д.

Во-вторых, кроме перечисленных районов в Пекине есть еще больше десяти примыкающих к городу маленьких городков с населением от 500 тыс. до 1 млн человек.

На расстоянии 100 км находится другой большой город центрального подчинения — Тяньзинь (население — 14 млн). И между этими городами постоянно происходит маятниковая миграция.

В Москве же находится 10% всех российских рабочих мест, 22% экономической сферы и 65% иностранного капитала.

То есть огромное количество ресурсов сосредоточено на 1,081 тыс. кв. км (площадь Москвы без присоединенных территорий). А среди всех городов в радиусе 100 км нет ни одного с населением больше 300 тыс. человек.

— Возможно ли использовать реализуемую в Пекине модель в других мегаполисах мира, или это чисто китайская практика? Что из пекинского опыта могло бы быть полезно для использования в Москве?

— Население Китая очень велико, поэтому перенаселение Пекина не так явственно, как перенаселение Москвы.

Но у этой проблемы есть три основных момента, на которые следует обратить внимание.

Во-первых, с развитием близлежащих городов столица может избавиться от давления депрессивных регионов. Несмотря на то что в Китае много больших, притягивающих население городов, Пекин все же остается столицей. Стремится быть центром политики и культуры, одновременно стараясь охватить все отрасли экономики, что заставляет чувствовать близлежащие города отсталыми. Это притягивает в столицу все больше и больше народа.

Правда, Пекин уже много лет проводит политику, ограничивающую прирост населения за счет миграции, но данная политика плохо сказывается и на самом населении, и на развитии города.

Учитывая то, что в Москве существуют подобные проблемы, целесообразно было бы развивать подмосковные города. Территория Подмосковья очень большая, а население всего лишь немногим более 7 млн человек. Если развивать близлежащие к Москве города, притягивая людей туда, то давление на Москву спадет, а в Подмосковье появятся сильные центры.

Но для этого надо нарушить центристские амбиции столицы. Пекин сейчас старается двигаться в этом направлении.

Во-вторых, для мотивации к переселению из центра Пекин создавал в новых районах хорошую инфраструктуру и даже планировал, сколько людей сюда переселится. Однако по прошествии 20 лет мы видим, что новые районы действительно развились, но население в центре не уменьшилось, а, наоборот, постоянно увеличивается. Все потому, что крупные ресурсы остались в центре — правительственные здания, медицина, образование, торговые объекты. Инфраструктура новых районов не дотягивает до центра.

Поэтому население из центра не мигрирует на новые территории, туда переселяются люди из других провинций.

При этом большая часть вновь прибывшего населения тоже стремится в центр.

В Москве факторов, привлекающих население, намного больше, чем в Пекине. Поэтому следует расширять близлежащие города, делать их более привлекательными для мигрирующего населения.

В-третьих, расширение близлежащих городов вовсе не означает ограничение масштаба центра, более того, на мой взгляд, увеличение населения не является большой проблемой. Население — основа жизнедеятельности города. Огромное население Пекина внесло большой вклад в развитие города. Во время китайских праздников, когда его иногородние жители разъезжаются по домам, Пекину становится туго. Поэтому надо равномерно распределять ресурсы, повышать рентабельность использования городских площадей, улучшать работу транспорта.

То есть заставить город справляться с притоком населения, а не ограничивать его. Самый успешный пример в этом плане — Токио.

 

Вид на деловой квартал Пекина, 2012 год
Вид на деловой квартал Пекина, 2012 год

 

— Удается ли Пекину при таком масштабном строительстве сохранять баланс территорий: жилых массивов, деловых кварталов, общественных пространств и пешеходной среды?

— Принцип многопрофильности территорий был выдвинут очень давно, в Пекине изначально старались сохранять баланс этих объектов. Однако это в теории, а на деле часто возникают проблемы.

В городе не хватает производственных площадей, транспорт перегружен. За пределами центра страдают сфера обслуживания и экономические объекты.

Это все ослабляет работоспособность населения, создает неравенство районов, усугубляет конкуренцию, вызывая миграцию и экономическое запустение некоторых районов.

Последние несколько лет Пекин старается стимулировать близлежащие города развиваться быстрее. Путем уменьшения давления на бизнес создаются условия для привлечения частных инвестиций, в том числе иностранных. Строится инфраструктура в отсталых районах, совершенствуются дороги, лучшие пекинские больницы, университеты и иные заведения открывают здесь свои филиалы.

Масштабные увеселительные заведения и парки в отдаленных районах также привлекают много людей.

Еще один немаловажный фактор — хорошая транспортная доступность отдаленных районов. Сегодня метро и железная дорога в Пекине совокупно насчитывают 456 км рельсовых дорог.

— Существуют ли в Пекине проблемы с участием общественности в городском планировании? В чем выражается это участие? Всегда ли удается найти компромисс между планами властей и мнением горожан?

— Участие населения в решении градостроительных вопросов началось в Пекине довольно поздно. Первая форма такого участия формально появилась в 1999 году, но само население об этом не знало. Обычно градостроительные планы разрабатываются и утверждаются и только потом обнародуются, поэтому горожанам сложно влиять на этот процесс.

Однако когда люди начали возмущаться сносом их домов, правительству пришлось к ним прислушиваться, устанавливать взаимодействие.

Сейчас существует множество форм такого взаимодействия населения с градостроительным комитетом — интернет-сервисы, горячая телефонная линия, приемные дни, пресс-конференции. Перед утверждением очередного плана вся информация о нем транслируется на официальном сайте комитета. При планировании больших объектов устраиваются публичные слушания. Третьей стороной в разрешении разногласий между градостроительным комитетом и населением выступают общественные организации.

Мнение жителей учитывается при строительстве транспортных объектов, мусороперерабатывающих и других грязных производств. Правительство заинтересовано в том, чтобы процесс расширения города проходил максимально безболезненно, представителей инициативных групп горожан даже направляют вместе со специалистами перенимать опыт за границей.

— Одна из самых острых проблем Пекина — экологическая. Как она решается?

 

Вид Пекина, 2000 год
Вид Пекина, 2000 год

 

— В Пекине очень плохо с экологией: загрязнен воздух, вода, большая проблема с мусором.

Из-за этого многие иностранные компании предпочитают переезжать в более чистые провинции, не задерживаются надолго в Пекине туристы. Улучшить ситуацию могут только серьезные комплексные меры. После 1999 года за пределы центра города было выведено большинство промышленных объектов, а на оставшиеся были наложены серьезные ограничения. В настоящее время все грязные объекты строго контролируются.

В 2008 году правительство города выделило 10 млрд юаней для замены угольного отопления на электрическое в 300 тыс. домов. А население получает субсидии на использование электричества для отопления. Требования к автомобильному топливу поднялось до «евро-5». Чтобы сдерживать цены на общественный транспорт (0,4 юаня за наземный транспорт, 2 юаня — метро), правительство ежегодно выделяет 10 млрд юаней на субсидии транспорту.

Но несмотря на все эти меры, проблема так и не решена. Последние несколько лет воздух в городе очень грязный, не видно голубого неба, третью часть года над городом висит смог.

Не все автомобилисты подчиняются стандартам, не все предприятия следуют установленным правилам, отравляет атмосферу города и близлежащая промышленная провинция. Согласно статистике, такое состояние на 75,5% вызвано собственным загрязнением (22% вины приходится на автомобили, 16,7% — на уголь, 16,3% — на промышленность, 16% — на отходы инфраструктуры, 4,5% — на сельское хозяйство). Оставшаяся четверть загрязнений поступает из близлежащих районов.

Города вокруг Пекина являются отсталыми в плане экологической культуры: активно развивая промышленность, они не следуют стандартам охраны окружающей среды.

Так, в 2005 году из Пекина было выселено очень много сталелитейных заводов, к 2010 году все они разместились в радиусе 240 км от города и начали расширяться, уничтожая окружающую среду. По официальным данным, пять городов вокруг Пекина входят в десятку самых загрязненных городов Китая. Не особенно следят соседние города и за выбросами грязных веществ в воду. В столице сейчас много сил и средств уходит на новые очистные сооружения и технологии.

Но Пекин не может в одиночку справляться со всеми загрязнениями от близлежащей провинции.

— Возвращаясь к теме предстоящего форума, какую модель развития, на ваш взгляд, было бы наиболее целесообразно принять для Москвы: дальнейшее освоение центра города, развитие периферии или же загородных территорий, жители которых ездят на работу в Москву?

— Я думаю, что это не зависящие друг от друга пути развития. Притягивающая сила больших городов (особенно столиц) очень велика. Территории Москвы уже недостает для такого количества населения, поэтому ей следует расширяться. Но делать это надо очень осторожно.

Пекин однажды ради расширения территории повредил экологическую и культурную систему вокруг города.

Было поглощено и испорчено множество маленьких городков с богатой культурой и историей. Перед расширением города надо обязательно сначала позаботиться о сохранении микроклимата территорий, на которые оно приходится. Пекину сейчас уже не исправить эти ошибки, но Москва может учиться на них.

 
«Зачем вы сделали эту Новую Москву?» PDF Печать E-mail
12.01.2014 21:00

Британский урбанист Рикки Бердетт о правильном планировании крупных мегаполисов

 

 

Профессор Ричард Бердетт, глава конференции Urban Age
Профессор Ричард Бердетт, глава конференции Urban Age

Фотография: dac.dk

|
 

Почему проект Новая Москва оказался неудачным? Как можно его спасти? Можно ли опыт планирования Лондона применить в Москве? На эти и другие вопросы «Газеты.Ru» ответил британский урбанист, руководитель проекта Urban Age Рикки Бердетт.

— Может ли мегаполис быть комфортным для жизни? Какие города вы считаете комфортными именно для жизни людей?

— Без сомнения, да! И как пример я могу привести свой город — Лондон. В нем проживает 9 млн человек, и несмотря на это, он очень удобен и комфортен для жизни! Естественно, у нас есть проблемы, с которыми сталкиваются любые мегаполисы, в том числе и Москва, – это цены на жилье, транспорт… Но самый главный момент, почему у нас сейчас все хорошо, — изначально город был хорошо спланирован.

Я могу привести и другие примеры. Например, в Токио проживает 36 млн человек. И хотя он не такой зеленый, как Лондон, он очень эффективно спланирован – хорошо выстроенная транспортная система, 80% людей пользуются общественным транспортом, а среднее время, которое человек тратит на дорогу из окраины в центр, — не больше 40 минут. В Гонконге это время еще меньше — путешествие с окраины в центр занимает не больше 11 минут. Правильное планирование города помогает эффективно интегрировать транспорт в городе с большой плотностью населения.

— Сколько составляет среднее время в пути в Лондоне?

— 50 минут. Я расскажу, как устроен Лондон. Вокруг города есть большое зеленое кольцо — за ним строить нельзя. И мы сделали три очень важные вещи в Лондоне, которые существенно усовершенствовали нашу транспортную систему. Первое – в 2003 году в центре города мы выделили небольшую зону и въезд в нее сделали платным — $12. После этого количество машин в ней сократилось на 20%. Помимо этого мы сделали наземную объездную систему, как МКАД в Москве. Раньше она использовалась для транспортировки грузов, мы ее выделили для общественного транспорта. Это позволяет избежать проблемы, которая очень распространена в Москве. Если человек проживает на окраине, в конце ветки метро, и ему надо попасть в соседний район, который также является конечной станцией другой ветки метро, ему нужно доехать до центра на метро, пересесть на другую ветку и вернуться обратно. И третий момент. Сейчас мы строим подземную линию для высокоскоростного метро. Отличие от обычного метро заключается в том, что станции будут располагаться далеко друг от друга.

— Сколько будет стоить проезд на таком метро?

— Мы пока не думали о цене, но это будет дорого, как и весь общественный транспорт в Лондоне. Государство не платит в Лондоне за транспорт, это самоокупаемая система. Цена проезда высокая, но зато человек пользуется удобным и комфортным транспортом. Стоимость инвестиций в проект — $30 млрд.

— Какие проблемы решит эта система?

— Это очень хороший пример решения одновременно транспортных и социальных проблем. На северо-востоке города находятся менее благоприятные районы, с низким уровнем жизни людей. Эта система свяжет эти районы с остальной частью города, таким образом, он не будет изолированным. Более того, вокруг каждой станции (они будут возведены к 2018 году) будут построены офисы – это создаст дополнительные рабочие места и улучшит социальное благополучие каждого района.

— Можно ли такую систему сделать в Москве?

— Опыт Лондона может быть интересен для Москвы, потому что у нас города одной формы, их разделяет река. Поэтому здесь можно реализовать такие же идеи. Я бы начал со строительства кольцевой дороги, как МКАД, но с рельсовым транспортом, это бы сильно спасло транспортную систему.

— Какие проблемы Москвы вам заметны как иностранцу?

— Я сначала хочу сказать, что мне нравится в Москве. Мне очень нравится план города – кольцо в центре, от которого отходят радиальные линии. Очень просто и понятно. Но со временем эти радиальные линии превратились в шоссе, которые расходятся из центра. Когда Сталин совершенствовал эту систему, вряд ли можно было представить, что в Москве будет такое количество машин. В Москве также очень красивые здания и потрясающие парки. И если правильно соединить эти три составляющие, Москва может стать очень удобным и комфортным городом для жизни.

Чтобы сделать город сейчас более комфортным, я бы постарался уменьшить количество машин, вернее, количество поездок, которые человек совершает в центр города. Второе – развивать периферии, сделать их более активными с культурной точки зрения. На форуме была представлена фотография – вид Москвы сверху. И открывается невероятное зрелище – получается, что за пределами центра города все окраины сформированы совершенно однообразно, застроены одинаковыми домами. Но самое главное – это хорошая транспортная система, чтобы ею было приятно пользоваться. В самом центре города есть крупный финансовый центр. 95% работающих там людей пользуются общественным транспортом, чтобы добраться до работы. Это и банкиры, и топ-менеджеры… Транспортная система должна быть такой, чтобы и богатые люди ею пользовались.

— Что вы думаете по поводу проекта Новой Москвы – присоединения большой территории на юго-западе Москвы?

— Я знаю, что это очень политический момент в Москве. Я не могу понять, зачем вы сделали эту Новую Москву. Москва – очень большой город, гораздо больше любого европейского города на континенте. И когда вы расширяете город таким образом, вы очень сильно портите окружающую среду. Даже только с точки зрения экологии – это очень большие негативные последствия. Тем более на окраинах Москвы очень много пространства. Если бы я был мэром Москвы, я бы в первую очередь разобрался с существующими территориями, чем добавлять новые, где еще больше проблем.

— Но это решение уже не изменить. Как бы вы посоветовали развивать эти территории?

— Если это решение окончательное, то нужно делать совершенно базовые вещи. Эта часть города должна быть идеально связана с Москвой – нужна хорошая транспортная система. Застройка должна быть очень плотной и компактной. Нужно проектировать пространства не для машин, а для пешеходов. Работа и места для жизни и отдыха должны быть сконцентрированы в одном месте. Я слышал, как хотят развивать Новую Москву. И чего бы я точно не делал, так это не делил ее на зону по функционалу. То есть не надо отдельно делать коммерческий центр, индустриальный и т.д. Все должно быть интегрировано.

— Какие у вас впечатления от Московского урбанистического форума? Обогатил ли он вас новыми идеями, которые вы могли бы применить в своей работе?

— Самое важное, что за то время я узнал очень многое о Москве. Исследования были очень хорошо проработаны. Как вы знаете, я руководитель программы Urban Age, где мы исследуем 20 крупных городов, в их числе Мехико, Лондон, Пекин и т.д. И я думаю, что к нашему списку исследуемых городов теперь присоединится и Москва.

 
«Москву надо разделить на несколько городов» PDF Печать E-mail
12.01.2014 20:58

Лиу Тай Кер о создании комфортной среды проживания в мегаполисах

 

 

Архитектор Лиу Тай Кер
Архитектор Лиу Тай Кер

Фотография: overseassingaporean.sg

|
 

Как правильно спланировать крупный город для комфортного проживания людей? Как можно решить транспортные проблемы Москвы? На эти и другие вопросы в интервью «Газете.Ru» ответил председатель сингапурского центра Centre for Livable Cities, в прошлом главный архитектор Сингапура Лиу Тай Кер, участвовавший в Московском урбанистическом форуме.

Лиу Тай Кер с 1969 по 1989 год возглавлял совет по жилищному строительству и развитию Сингапура. С 1989 по 1992 год был главой и генеральным планировщиком департамента по перепланировке Сингапура, где разработал новый план развития города. Сейчас Лиу Тай Кер — один из владельцев архитектурного бюро SP Architects Planners & Engineers RSP Architect, которое занимается разработкой мастер-планов масштабных проектов.

— Как вы считаете, может ли мегаполис быть комфортным для жизни людей? Считаете ли вы Сингапур комфортным?

— Теоретически да — если большой город хорошо спланирован. Сингапур меньше, чем Москва, в нем проживают 5,5 млн человек. Но все равно у нас нет серьезных проблем с дорожным движением, хорошая экология, люди наслаждаются своей средой обитания. И всего этого мы достигли благодаря правильно спланированному пространству.

Основная ошибка многих городов в том, что они концентрируют свою активность, в том числе и коммерческую, в одном месте. У города есть один мощный коммерческий центр, вокруг него — небольшие коммерческие центры, которые плохо и небрежно организованы. Поэтому людям приходится приезжать в центр города на работу и для удовлетворения каждодневных нужд.

В Сингапуре помимо основного центра мы создали четыре вторичных. И в каждом из этих центров есть свои подцентры. Идея такая: если вы не можете найти работу в подцентре, вы ищете ее в региональном центре. Если и там вам ничего не подходит, то только тогда вы едете в главный центр. В этом случае все распределено равномерно и люди не стремятся большими потоками в главный центр. Соответственно, движение автомобилей не такое чудовищное, и нет проблем с пробками.

Помимо этого есть развитая система общественного транспорта. Именно благодаря этому мы создали в Сингапуре комфортную среду проживания.

— Можно ли реализовать такую систему в Москве?
— Для Москвы у меня такая идея. Не надо организовывать ее как один город. У вас есть центр Москвы и есть несколько крупных районов вокруг Старой Москвы. И каждый из них должен иметь свой региональный центр и подгорода. Сейчас они слишком маленькие и недостаточно развиты. Если бы они были самодостаточны, людям не надо было бы выезжать в центр города и создавать пробки. Из-за пробок в Москве большие проблемы с экологией, много времени тратится в транспорте и качество жизни людей снижается. Люди тратят много времени на дорогу, тогда как они могли бы его провести с родными и близкими.

— Как вы оцениваете городское планирование Москвы?

— Центр Москвы — очень приятный и красивый. Может быть, он немного испорчен тем, что дороги в центре недружелюбны для пешеходов — тротуары узкие, а проезжая часть, наоборот, широкая. Спальные районы Москвы, по крайней мере те, которые я успел посмотреть, мне не понравились. Качество среды, дизайн проектов не очень хорошие. Может, есть какие-то районы, которые отличаются от тех, что я видел, но пока у меня сложилось впечатление, что они неблагоприятны для жизни людей. Проблема в том, что город организован не тем образом, как я говорил. В Сингапуре в любом районе есть так называемый зеленый пояс, везде есть растительность, парки. В Москве я такого пока не заметил.

--Расскажите о своей работе. Какое градостроительное решение вы считаете наиболее важным в своей работе?

— Я работал по двум направлениям. С 1989 по 1992 год я был главным архитектором и существенно обновил мастер-план Сингапура, реализовав модель, которую я сейчас описал. И я считаю, что это было весьма удачным решением, потому что сейчас сингапурская экономика растет, зарубежные инвесторы активно вкладывают в нее деньги.

Второе — это социальное жилье. В 1960-е годы годы в Сингапуре проживало 1,9 млн человек. 1,3 млн человек жили в трущобах — дома были из досок, не было даже канализации. Единственное, что делало государство, — устанавливало водяные колонки, однако одна колонка была сразу на несколько трущоб. Разработав программу предоставления социального жилья, с 1960 по 1985 год мы ликвидировали все трущобы, и Сингапур стал городом мирового класса. Невозможно представить, чтобы у жителя Сингапура не было жилья. У нас нет бездомных, нет трущоб, нет гетто и нет этнических анклавов. Немногие города могут похвастаться таким!

Пять-шесть лет назад я выступал в Голландии. После того как я закончил свою речь, мне не задали ни одного вопроса. Я очень удивился, в Европе такого не бывает. Я спросил организаторов почему, и они сказали: потому что они не поверили в вашу историю.

— В чем заключается программа предоставления социального жилья?

Государство субсидирует покупку жилья. Мы назначаем цену жилья, эквивалентную среднему ежемесячному доходу всех членов семьи за три-четыре года. Семья будет погашать этот кредит в течение 25 лет. Мы считаем, что государство не должно полностью оплачивать стоимость жилья, так как люди никогда не будут ценить то, что они получили бесплатно. 93% граждан и те, кто получил здесь вид на жительство, имеют жилье в собственности. В социальном жилье нуждаются 82% жителей Сингапура, мы субсидируем покупку жилья только для них. Остальные 18% граждан достаточно богаты, чтобы купить жилье за полную стоимость. В среднем социальное жилье в три-пять раз дешевле рыночной стоимости.

— Сколько стоит социальное жилье?

— Самое дорогое социальное жилье у нас стоит $350 тыс. Это будет квартира площадью около 100 кв. м с тремя спальнями, гостиной, кухней и двумя санузлами. Соответственно, самое дешевое рыночное жилье стоит $1,5–5 млн. Сейчас стоимость жилья в Сингапуре увеличивается, но мы пытаемся ее удержать. В западном мире люди не хотят, чтобы правительство вмешивалось в жилищную политику. Но история Сингапура доказывает, что если у вашего правительства есть хорошая стратегия, устойчивая финансовая система, то вмешательство государства будет иметь только положительные последствия. Россия все же социально ориентированная страна, и поэтому у Москвы есть все шансы на доступное жилье и высокий уровень жизни.

— На каких условиях люди получают социальное жилье в Сингапуре? Каков уровень процентных ставок?

— В Сингапуре есть четыре главных банка, ставка для покупки социального жилья определяется как средняя ипотечная ставка этих банков. Правительство никакой прибыли на этом делает. Сейчас ставка по ипотеке — меньше 1%. Средний доход работающего человека — около $3,2 тыс. Подоходный налог — 17%, но порядка трети граждан с низким уровнем дохода освобождены от его уплаты.

— Над чем вы сейчас работаете?

— Я спроектировал строящийся спутник Казани Иннополис — город с территорией 70 тыс. кв. км. В Саудовской Аравии я разработал мастер-план для промышленной зоны «Город короля Абдулы». Она занимает 180 кв. км, и там будут проживать около 1,2 млн человек.

— Вы применяете метод Сингапура в разработке этих городов?

— Сингапурский опыт планирования территория для меня как грамматика в языке. Но за основу я всегда принимаю особенности той страны, в которой работаю: ее историю, местные традиции, политическую систему, ландшафт и т.д. Моя задача — почувствовать характер страны и на его основе создать что-то новое. Если бы все города, в которых я работал, были похожи на Сингапур, я бы чувствовал себя неудачником. Некоторые руководители государств соглашались с моей концепцией развития, некоторые нет. Тогда я их убеждал, это было не очень трудно. Я привозил их в Сингапур и наглядно объяснял принципы планирования территории. Это единственный способ убедить собеседника в своей правоте. Он должен согласиться в сердце.

— Какие у вас впечатления от Московского урбанистического форума? Обогатил ли он вас новыми идеями, которые вы могли бы применить в своей работе?

— Форум очень хорошо организован. Сюда приглашены эксперты со многих частей мира, и для меня это хорошая возможность освежить информацию о городском развитии в Москве и других городах. Я отметил, что в Западной Европе много сил тратится на создание «зеленых», экологически умных домов с высокой энергоэффективностью. Считаю, что нужно активно развивать это направление и в Сингапуре. Многие города не могут равномерно и устойчиво развиваться из-за устаревших правил и систем, которые в них действуют, из-за бюрократии. Есть хорошие идеи, но административные правила их сдерживают. Эту проблему надо решать.