Проект освоения лесов


Основные понятия PDF Печать E-mail
28.10.2013 11:33

Проекты направлены на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного освоения лесов и их использования в соответствии с разрешенными видами. Состав и порядок разработки проекта освоения лесов утвержден приказом МПР РФ №77 «Об утверждении Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» от 6 апреля 2007 года в соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 раздела 1 МПР №77 невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющим использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.

Проект освоения лесов обязан содержать следующую информацию:

  • общие сведения;
  • сведения о лесном участке;
  • организация использования лесов;
  • мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;
  • мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов;
  • иные сведения и мероприятия.

Также обязательно указываются реквизиты арендатора, дата и номер договора аренды лесного участка, дата и номер регистрации права, срок аренды, кадастровый номер лесного участка, сведения об арендодателе, выписка из государственного земельного кадастра с описанием границ лесного участка, сведения о разработчике проекта, а также подробные сведения о лесном участке.

Проект освоения должен содержать определенные сведения, касающиеся деятельности арендатора на лесном участке.

Эта информация отражается в специальных разделах пректа:

  • заготовка древесины;
  • заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
  • заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
  • ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
  • ведение сельского хозяйства;
  • осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
  • осуществление рекреационной деятельности;
  • создание лесных плантаций и их эксплуатация;
  • выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;
  • выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
  • строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
  • строительство, реконструкция, эксплуатация линии электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
  • переработка древесины и иных лесных ресурсов;
  • создание лесной инфраструктуры;
  • мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;
  • мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов.

Проекты разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное пользование или в аренду. Проект разрабатывается на период 10 лет для заготовки древесины и до 10 лет  для остальных видов использования лесов. Период, на который разрабатывается проект, не должен превышать срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). При разработке допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение таксации лесов.

Проект представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах и в электронном виде. Экспертная комиссия проводит экспертизу проекта освоения лесов и выносит положительное или отрицательное заключения по результатам проверки проекта.

Экспертиза

Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии со статьей 89 Лесного кодекса РФ. Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества или лесопарка, лесному плану субъекта РФ и законодательству.

В настоящее время большинство проектов освоения лесов в основном связаны с арендой лесов в целях разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Большое внимание отдается рекреационной деятельности, а также лесовосстановлению.

Экспертиза проекта освоения лесов проводится для проверки представляемого проекта на соответствие принятому регламенту, на ошибки в расчетах площадей, на соответствие действующим законодательным актам РФ.

 Экспертиза проекта освоения лесов для России дело практически новое, т.к. состав проекта освоения лесов и порядок его разработки был утвержден приказом Министерства Природных Ресурсов РФ в апреле 2007 года. Необычна сначала была и сама постановка дела ? лесопользователь сам составляет план своей работы на арендуемом участке на весь срок аренды, и освоение арендованного участка леса производиться на основании этого документа. Поэтому экспертиза проекта освоения лесов приобретает важнейшее значение: она проверяет соответствие целей, задач и способов освоения лесов, запланированных лесопользователем в данном проекте существующим нормам и законам.


Состав экспертной комиссии для проведения государственной экспертизы, регламент прохождения документов, а также методические рекомендации по разработке проекта утверждаются Департаментом лесного хозяйства.

На проведение экспертизы отводится 30 дней с даты поступления материалов на проверку. 

Срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 10 дней. В процессе проведения экспертизы у арендатора может быть запрошена дополнительная информация и разъяснения по мероприятиям, предусмотренным проектом.

По завершении экспертизы выдаются Заключение, утверждаемое органами госвласти или органами местного самоуправления. Заключение может быть положительным либо отрицательным.  Положительное заключение формляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий лесному плану субъекта РФ и законодательству. Срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

 Отрицательное заключение оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки. Использование лесов при наличии отрицательного заключения экспертизы на проект освоения лесов не допускается. Лесопользователь может направить свой проект на исправление.

Лесопользователь имеет право приступить к использованию лесного участка, после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы.

Наши специалисты осуществляют сопровождение и исправление проектов освоения лесов по замечаниям экспертной комиссии.

Рекреационная деятельность

Рекреационная деятельность в лесах основана на применении рекреационных ресурсов. К ним относятся природные комплексы и их компоненты, а также редкие природные объекты: водопады, карстовые пещеры, красивые ландшафты, экзотические для данной местности виды растений и прочие достопримечательности конкретных рекреационных районов.

Раздел «Рекреационная деятельность» содержится в каждом проекте по освоению лесных участков. В нём подробно указывается следующая информация:

  • основные параметры и нормативы использования лесов для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
  • функциональное зонирование лесного участка с разделением на зоны: интенсивного рекреационного использования, ограниченного рекреационного использования, фаунистического покоя;
  • ландшафтно-рекреационная характеристика лесного участка и проектируемые мероприятия по осуществлению рекреационной деятельности;
  • характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;
  • проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;
  • территориальное размещение проектируемых объектов лесной инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Для осуществления рекреационной деятельности на лесных участках площадью до 1 гектара проводится учет всех деревьев и составляется ведомость с указанием древесной породы, возраста, состояния, диаметра и высоты ствола каждого дерева.

Лесной кодекс на сегодняшний день не определяет достаточно ясно, что такое рекреационная деятельность в лесах. Это понятие может включать в себя организацию общественного отдыха, организацию туризма с сохранением свободного доступа граждан, а также и способы легализации захватов лесных земель под застройку и тому подобные действия. Многие противники нового Лесного кодекса отмечают, что реализация курса Рослесхоза на развитие «коммерчески привлекательной рекреационной деятельности» может в конце концов привести к увеличению захватов и застройки лесных земель .

Однако, рекреационная деятельность приобретает все большую актуальность, т.к. организация отдыха людей на природе является сейчас одной из наиболее важных народно-хозяйственных и социальных задач.

Наша компания является лидером на рынке разработки проектов освоения лесных участков для рекреационной деятельности и осуществляет весь комплекс необходимых для этого услуг и работ.

Рекреационное лесопользование

Рекреационное лесопользование — пользование лесом в целях организации отдыха населения, восстановления и улучшения здоровья людей.

Природные ландшафты все чаще становятся местами отдыха — как индивидуального, так и массового. Специалисты, проводившие исследования по влиянию рекреационной деятельности на природные объекты, отмечали, что рекреационное лесопользование неоднозначно влияет на природу, и прежде всего на растительный покров. В сильной степени страдают и кустарники от механических повреждений и уплотнения почвы. Поэтому единственный способ сохранения природных ресурсов — продуманная организация территории, создание сети удобных дорожек и тропинок и постоянный контроль за их состоянием. Не следует вырубать кустарники как это нередко делается для улучшения обзора, т.к роль кустарников в лесу очень велика. При грамотном составлении плана рекреационной деятельности и связанных с ней мероприятий, рекреационное лесопользование не только не вредит лесу, но и, наоборот, оказывает благотворное влияние из-за ухода за лесными территориями, проведения лесовосстановления и других работ по благоустройству.

По мнению Рослесхоза России, рекреационное лесопользование должно стать приоритетным видом использования лесных ресурсов. В особенности это относится к регионам, в которых велика антропогенная нагрузка на лесные экосистемы. Большинство специалистов уверено, что при полном сохранении экологического равновесия различных регионов можно извлекать значительный доход от использования лесов в рекреационных целях. Для этого требуется переориентирование лесхозов на рекреационное лесопользование, которое целесообразно вести не только по экономическим, но и экологическим соображениям.

Итак, развитие рекреационного лесопользования становится одним из приоритетных направлений лесных планов субъектов Российской Федерации. Главный принцип — сохранение уникальных лесных экосистем. В лесах, имеющих высокую рекреационную нагрузку, необходимо предусмотреть максимальный процент искусственного лесовосстановления, бережное отношение к подросту и молоднякам для обеспечения оптимального экологического баланса. Все эти принципы и аспекты учитываются нашими специалистами при разработке проектов освоения лесов по направлению «рекреационная деятельность».

Лесопользование

Лесопользование ? использование лесов в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики и населения в различных продуктах и полезностях леса.

Лесопользование осуществляется на установленных законодательством Российской Федерации принципах, а именно:

  • обеспечение непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов;
  • сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных и иных функций лесов;
  • установление порядка лесопользования в зависимости от значения лесов, выполняемых ими функций, их месторасположения, природных и экономических условий;
  • соблюдение научно обоснованных норм пользования лесом.

В РФ участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на правах аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.

Термином «лесопользование», обычно обозначают использование всех ресурсов леса, всех видов лесных богатств. Однако, чтобы не навредить лесу необходимо учитывать многие критерии и особенности природных ресурсов каждого региона, поддерживать экологический баланс, заниматься лесовосстановлением.

На данный момент лесопользование составляет экономическую основу ведения лесного хозяйства и определяет уровень его интенсивности. Оно представлено различными видами пользования с преобладанием заготовки древесины.

Идеальным ведением лесного хозяйства является многоцелевое пользование лесами, при котором полностью и оптимально используются все совокупности функций лесных ресурсов для удовлетворения социальных и экономических потребностей общества при соблюдении экологических требований. Для выяснения функциональной структуры лесопользования используется классификация функций лесных ресурсов, которые разделяются на сырьевые и несырьевые.

Базисный уровень лесопользования составляют лесные ресурсы.

Первый уровень лесопользования включает в себя управление лесопользованием и ведение лесного хозяйства ? виды деятельности, направленные на регулирование состояния динамики лесных ресурсов.

Второй уровень лесопользования включает в себя виды деятельности, протекающие непосредственно в лесу с использованием лесных ресурсов ? заготовительное производство, охотничье хозяйство, заготовка сырья и прочее.

Третий уровень лесопользования включает в себя виды деятельности, которые производятся не в лесу ? требования к качеству древесины для обработки, лекарственного, пищевого, технического сырья.

К четвертому уровню лесопользования относятся виды деятельности, использующие лесные ресурсы косвенно.

Лесоустройство

Лесоустройство ? практика планирования организации лесопользования и основа для государственного учета лесного фонда, заключающаяся в проведении ряда комплексных работ по организации лесного фонда:

  • оценка состояния лесов,
  • таксация леса,
  • учёт и изучение лесов,
  • разработка лесных карт,
  • сбор информации о лесных ресурсах и состоянию лесов,
  • создание и обновление базы данных по лесному фонду,
  • определение размеров неистощительного пользования ресурсами леса,
  • контроль за реализацией проектов освоения лесного хозяйства,
  • контроль за лесопользованием,
  • разработка проектов ведения лесного хозяйства на определенный период,
  • повышение продуктивности и устойчивости лесов,
  • охрана и защита лесов и т.д.

При лесоустройстве определяют основные предпосылки наиболее эффективного использования и воспроизводства лесных ресурсов участка лесного фонда, возрасты рубок, расчётные лесосеки методы и необходимые объёмы рубок ухода, объемы лесовосстановительных работ и другое.

Различают лесоустройство:

  1. непрерывное ? ежегодный сбор и обработка данных о состоянии лесного фонда конкретного лесхоза, заповедника или национального парка, о выполненных объемах и качестве лесохозяйственных мероприятий, о видах и объемах лесопользования, а также определение объектов и объемов лесохозяйственных работ, допустимых объектов лесопользования на следующий год и т.п.;
  2. первичное ? лесоустройство на территории объекта лесного фонда, где оно ранее не проводилось;
  3. повторное ? лесоустройство, проводимое, как правило, один раз в ревизионный период (10-15 лет) с целью изучения результатов хозяйственной деятельности лесхоза и изменений в лесном фонде, а также составления проекта организации лесхоза и ведения лесного хозяйства на следующий ревизионный период.

По материалам лесоустройства для каждого конкретного лесного хозяйства, национального или заповедника создается проект организации и ведения лесного хозяйства на перспективный период (от 10 до 20 лет).

Обследование лесов

Обследование лесов ?это целевое изучение лесов для получения их качественных и количественных характеристик:

  • изучение естественного возобновления, которое заключается в изучении количества, оценке качества и состояния естественного возобновления леса выборочными, перечислительными методами таксации с целью оценки его успешности;
  • почвенное обследование лесов ? это обследование почв на землях лесного фонда с целью выявления их потенциальной продуктивности и составления почвенных карт;
  • почвенно-типологическое обследование лесов ? это сочетание почвенного и типологического обследований земель лесного фонда, в результате которого составляют почвенные карты и карты типов леса для планирования, организации и проведения лесоустройства по участковому методу и проектирования рационального размещения преобладающих древесных пород на почвах, наиболее благоприятных для их произрастания, в целях получения максимальной производительности в выращивании древостоев;
  • обследование санитарного состояния лесов ? это изучение и оценка состояния лесов с целью выявления наличия в них сухостоя, механических повреждений деревьев, а также проектирования мероприятий по улучшению санитарного состояния лесных насаждений.

Для защиты лесов от вредителей проводится лесопатологическое обследование лесов, главная цель которого выявление участков леса с неудовлетворительным санитарным состоянием для назначения лесозащитных мероприятий, а также для выявления и учета очагов вредителей и болезней. Как правило, лесопатологическое обследование производится с привлечением авиабазы охраны лесов.

Охотоустройство

Охотоустройство ? это комплекс мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство охотничьей фауны с целью получения максимального количества продукции с единицы площади охотничьих угодий.

Охотоустройство и организация ведения охотничьего хозяйства должны базироваться на следующих принципах:

  • сочетания охоты с мерами по охране и воспроизводству охотничьих животных;
  • оптимального сочетания  экологических,  экономических, научных, эстетических и других интересов общества;
  • недопустимости совмещения функций государственного контроля и использования охотничьих ресурсов с  ведением  охотничьего хозяйства;
  • долговременности пользования охотничьими угодьями;
  • хозяйственной самостоятельности охотничьих хозяйств;
  • платы за пользование охотничьими ресурсами;
  • отделения права на охотопользование и лицензирования этого вида лесопользования.

Охотоустройство для всех охотопользователей включает в себя обязательный  учет  охотничьих  животных с предоставлением сведений  об их численности, распространении, местах обитания  и  использовании  диких  животных уполномоченному государственному органу.

Охотничьи угодья являются государственной собственностью и подразделяются на:

  • охотничьи угодья, закрепляемые за физическими и юридическими лицами;
  • угодья, охота в которых ограничена либо строго запрещена режимом особо охраняемых территорий.

Охотоустройство предусматривает:

  • разработку  долгосрочных  прогнозов,  а также программ и схем использования охотничьих угодий и охотничьего фонда;
  • оценку качества охотничьих угодий и определение минимальных размеров арендной платы;
  • согласование интересов охотопользователей при организации и ведении охотничьего хозяйства;
  • разработку  проектов охотоустройства, а также других проектов, связанных с использованием и охраной угодий и ресурсов охотничьих видов животных.

Охотоустройство осуществляется специальными организациями под  руководством и контролем органов государственного управления.  Межхозяйственное  охотоустройство проводится за счет средств государственного или республиканского бюджетов, внутрихозяйственное — за счет местного  бюджета  или  средств пользователей по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления. Охотопользователь может вносить дополнительные предложения по проведению охотоустройства , в таком случае охотоустройство проводится за его собственный счет.

Рекультивация

Рекультивация является одним из самых важнейших мероприятий по охране природных ресурсов, направленных на очистку и восстановление плодородия и других показателей загрязненных земель.

Рекультивация подразумевает под собой проведение комплекса работ по восстановлению экологических и экономических характеристик земель и водоёмов, плодородие которых существенно снизилось в результате хозяйственной деятельности человека. Цель проведения рекультивации ? улучшение условий окружающей среды, восстановление продуктивности нарушенных земель и водоёмов, а также экологии загрязненных районов.

Повреждение земельного покрова происходит при разработке месторождений полезных ископаемых, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных, сельскохозяйственных и других видах работ, при которых нарушается или уничтожается почвенный покров и изменяется гидрологический режим. В результате проведения работ по рекультивации на поврежденных или загрязненных землях создаются новые сельскохозяйственные и лесные угодья, водоёмы различного назначения, рекреационные зоны, а также площади для застройки. Нарушенные земли, загрязняющие окружающую среду, рекультивациякоторых экономически неэффективна, подлежат консервации.

Мероприятия по рекультивации, как правило, ведутся в два этапа — технический и биологический.

Рекультивация на техническом этапе включает в себя следующие работы:

  • корректировка ландшафта (ликвидация рвов, траншей, ям, впадин и провалов грунта путем засыпки, а также разравнивание участков земель),
  • возведение гидротехнических и мелиоративных сооружений,
  • захоронение токсичных и других отходов,
  • снятие и нанесение плодородного слоя почвы.

На биологическом этапе проводят агротехнические работы с целью улучшения плодородных свойств почвы, увеличения скорости почвообразовательных процессов, восстановления флоры и фауны.

Рекультивация земель ведется в соответствии с проектом рекультивации, который предусматривает комплекс мероприятий, разрабатываемых в зависимости от характера повреждения и загрязнения земель и планируемого в дальнейшем использования рекультивированных участков.

 

Источники: МПР РФ.